Какой образец польского танца создал Глинка в своей опере "Иван Сусанин"?

1
Если рассматривать все танцы, звучащие во втором действии оперы "Жизнь за царя" (Иван Сусанин), то Михаил Иванович Глинка использовал полонез, краковяк, вальс и мазурку, которые составили целую танцевальную сюиту, в которой композитор постарался передать общий характер польской шляхты - алчность, пустую самонадеянность и безрассудное тщеславие.

Три танца из четырех (кроме вальса) являются национальными польскими танцами. Поэтому лично мне кажется, что именно этот танец, вальс, немного переработанный и адаптированный к музыкальному содержанию оперы при помощи синкоп на второй доле, что отчасти роднит его с мазуркой и придает польский колорит, является новацией М.И. Глинки в балетных номерах. Хотя есть вероятность, что музыковеды-профессионалы не согласятся с моим мнением, мнением человека, хоть и имеющим музыкальное образование, но не являющегося профессионалом музыковедения.

Что же касается фотографии танцевального номера, предложенной автором в качестве иллюстрации к...

0 0
2

Михаил Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах в доме поэта, где бывали А. С. Пушкин, князь П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, князь В. Ф. Одоевский, М. Виельгорский.

Работа над оперой проходила быстро. Закончив партитуру, Глинка отдал её в дирекцию императорских театров. Правда, автору пришлось выполнить два условия - отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу. Композитор хотел назвать её «Иван Сусанин» (под этим названием мы и знаем её сегодня), но цензура заставила назвать произведение «Жизнь за царя».

Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.

На ней присутствовал весь литературно-художественный цвет Петербурга. Передовая публика приняла оперу восторженно. Аристократическая - назвала «кучерской музыкой». На что композитор ответил в своих «Записках»: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ!» Этот...

0 0
3
Занятие с визуально-дидактической таблицей на тему "М.И. Глинка. Опера "Иван Сусанин"

Разделы: Музыка

Введение

М.И. Глинка (1804 – 1857) – гениальный композитор, основоположник оперной и симфонической русской классической музыки, как и А.С. Пушкин в русской литературе и поэзии. Талант М.И. Глинки созревал и сформировался в послевоенный период победоносной войны с Наполеоном в 1812 году. Данный исторический период связан с ростом освободительных идей от гнета помещиков крестьянства. Он воплотил и поднял на более высокий уровень музыкальное творчество своих предшественников. М.И.Глинка написал оперу «Иван Сусанин» в 1836 году с либреттистом Е.Ф. Розеном, но приближенные к царю настояли на названии данной оперы «Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. В 1939 году С.М. Городетский местами изменил текст и воплотил в жизнь замысел автора, восстановил прежнее название оперы. Глинка в своей героико-патриотической опере «ИВАН СУСАНИН»...

0 0
4

История создания оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

Желание написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, ещё в 1832 году он представлял им подробный план патриотической оперы в пяти актах, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Тему предложил поэт В.А. Жуковский: подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов. Мысль, поданная Жуковским, захватила воображение композитора. Он вспоминал: «…как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке – польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки – всё это разом вспыхнуло в моей голове».

Костромское предание рассказывает, что подвиг Ивана Сусанина был совершён во спасение юного царя Михаила Федоровича Романова. Поляки, желая посадить на престол польского царевича Владислава, стремились захватить и убить Михаила. Сусанин послал известить его...

0 0
5
Мысль о создании русской национальной оперы воз-никла у Глинки, как упоминалось, в Италии. Вернувшись в Россию в 1834 году, композитор воодушевился темой, предложенной В. А. Жуковским. Сюжет был посвящен подвигу костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века. Заметное влияние на трактовку образа главного героя оказала стихотворная дума Рылеева «Иван Сусанин», в которой трагедия народного героя тесно связана с общенародной судьбой.

Глинка самостоятельно разработал сценарий «отечественной героико-трагической оперы» (как он ее назвал) и по нему сочинял музыку (без текста). Позже либреттистом оперы стал «усердный литератор из немцев» барон Розен — посредственный поэт, занимавший придворную должность и известный своими монархическими убеждениями. Кроме того, по желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя». И все же главной идеей произведения, по замыслу...

0 0
6
«Иван Сусанин»

Отечественная героико-патриотическая опера.

Опера «Иван Сусанин» - яркий образец героической народной музыкальной драмы. В основу оперы положено действительное историческое событие – патриотический подвиг крестьянина села Домнино, совершенный в начале 1613г. Иван Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

В русской литературе и искусстве тема Сусанина разрабатывалась и до Глинки. На этот сюжет была написана опера Кавоса, поэт Рылеев написал стихотворную думу «Иван Сусанин». В момент создания опера Глинки называлась «Жизнь за царя» - либретто барона Розена. Опера была поставлена в 1836 г.. Советские театры отказались от этого либретто и ставили оперу с новым текстом Сергея Городецкого.

Опера начинается увертюрой. Она построена на темах, встречающихся в опере, воплощает основную идею оперы. Написана в форме сонатного аллегро со вступлением.

Медленное...

0 0
7

Введение

М.И. Глинка (1804 – 1857) – гениальный композитор, основоположник оперной и симфонической русской классической музыки, как и А.С. Пушкин в русской литературе и поэзии. Талант М.И. Глинки созревал и сформировался в послевоенный период победоносной войны с Наполеоном в 1812 году. Данный исторический период связан с ростом освободительных идей от гнета помещиков крестьянства. Он воплотил и поднял на более высокий уровень музыкальное творчество своих предшественников. М.И.Глинка написал оперу «Иван Сусанин» в 1836 году с либреттистом Е.Ф. Розеном, но приближенные к царю настояли на названии данной оперы «Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. В 1939 году С.М. Городетский местами изменил текст и воплотил в жизнь замысел автора, восстановил прежнее название оперы. Глинка в своей героико-патриотической опере «ИВАН СУСАНИН» показал великую роль народа, его самоотверженность, его подвиги, ради освобождения Руси от польской интервенции. Он...

0 0
8

Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский” Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — “Ходит ветер у ворот” — стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского, “Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.

27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” — состоялась премьера второй оперы Глинки — “Руслана и Людмилы”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту...

0 0